Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Одной из важнейших проблем современной педагогики и методики обучения выступает контроль учащихся и оценка их знаний. Для полноценного функционирования всей системы педагогического обучения и для обеспечения качественного обучения невозможно обойтись без проверки или самопроверки усвоенных знаний, приобретенных умений и навыков. Именно поэтому контроль знаний учащихся всегда был, есть и будет одной из важнейших составляющих учебного процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты представлены в виде трех основных групп: личностные, метапредметные и предметные. Одним из видов метапредметных результатов являются регулятивные универсальные учебные действия. В состав регулятивных универсальных учебных действий входят контроль и оценка. Результатом процесса формирования контроля и оценки становится такое качество школьника как оценочная самостоятельность. Оценивание в учебной деятельности младших школьников является основным индикатором диагностики проблем обучения, средством осуществления обратной связи и формирования самооценки в процессе обучения.
Оценивание в процессе обучения является мощным и многоплановым фактором воздействия на ученика. Оценка влияет на мотивацию, ход и успешность деятельности, на отношение к ребенку окружающих, на формирование многих черт личности и, прежде всего, - самооценки.
Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике.
Изучению феномена оценки в процессе школьного обучения посвящено множество работ, среди которых как основные можно выделить концепцию Б.Г.Ананьева и его школы, теорию развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова и концепцию Ш.А.Амонашвили. Не все идеи этих ученых были успешно перенесены в практику школьного обучения и поэтому до сих пор недостаточно использован развивающий потенциал процесса оценивания в структуре учебного взаимодействия.
Объект исследования: оценка учебной деятельности.
Предмет исследования: роль оценки в учебном процессе, в мотивации учебной деятельности учащихся.
Цель исследования: выявить роль оценки в учебном процессе, в мотивации учебной деятельности учащихся.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие «оценка» и ее виды;
2. рассмотреть условия, приемы и методы оценивания учебной деятельности учащихся;
3. проанализировать роль оценки в учебном процессе;
4. проанализировать роль оценки в мотивации учебной деятельности учащихся.
Вопросы проверки и оценки знаний в учебном процессе в разные периоды времени рассматривались с самых разных позиций в работах известных педагогов Ш. А. Амонашвили, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, М. И. Зарецкого, И. Я. Лернера, М. Н. Скатки-на, Н. Ф. Талызина, В. С. Цейтлина. Они исследовали функции оценивания, сформулировали требования к формируемым знаниям, умениям, навыкам учащихся, описывали методы контроля и перечисляли виды учета знаний, с разных сторон контролирующие, обучающие и воспитывающие функции проверки и оценки знаний.
Методы исследования:
- теоретические: изучение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы оценивания учебной деятельности учащихся
1.1. Сущность понятия «оценка» и ее виды
Понятие «оценка» с позиции семантики слова имеет не менее трех смыслов: оценка как механизм (оценивания), оценка как процесс (оценивания), оценка как результат – оценочное мнение как некоторая зафиксированная во внутреннем плане оценочная информация, являющаяся ориентиром для последующих действий человека.
Понятие оценка имеет понятие как отношение к социальным явлениям, человеческой деятельности, поведению, установление их ценности, целесообразность определенным нормам и принципам морали (одобрение и осуждение, согласие или критика и т.п.), которое определяется социальной позицией, мировоззрением, уровнем социальной культуры, интеллектуального и нравственного развития каждого человека.
По Ф.В. Костылеву, «оценка» «в любой деятельности всегда есть выражение отношения уровня достигнутого к тому, что должно быть сделано (к идеалу, образцу, шаблону). Она заложена в самой сущности человеческого поведения и любых его занятий». Так возникает саморегуляция, самоуправление на основе самооценки [11, c. 86].
Оценка - определение степени усвоенности знаний, умений и навыков [14].
Ш.А. Амонашвили, указывает, что оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком; отметка является результатом этого процесса, этой деятельности (или действия), их условно-формальным отражением [1]. Под проверкой и оценкой знаний, умений и навыков учащихся, по мнению Амонашвили, «понимается выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результата учебной деятельности с требованиями, заданными программой. Проверкой устанавливается: правильно ли выполнено учебное задание, нет ли отклонений в формировании представлений и понятий, каковы уровень и качество умений и навыков. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. ЗУНы должны быть оценены с той единственной целью, чтобы наметить пути их совершенствования, углубления, уточнения для активного включения школьников в многостороннюю трудовую и творческую деятельность, направленную на познание и преобразование действительности».
Е.И. Перовский выступает, как и Ш.А. Амонашвили, против отождествления понятий «оценка» и «отметка». Он считает, что отметки, или баллы, есть одна из форм выражения отношения, т.е. оценки [15].
Как утверждает Б.Г. Ананьев, оценочная деятельность «влияет на процесс работы, его содержание и форму, скорость и точность, перестраивая интеллектуальные, эмоциональные и волевые механизмы работы»; опосредованно воздействует на успешность умственной работы школьника [2]. Кроме того, он отмечает, что оценка (оценочная деятельность, оценочное суждение) в организации педагогического процесса позволяет определять меру усвоения школьниками системы знаний, учитывает их успеваемость или неуспеваемость. В деятельности учащегося оценка ориентирует его в успехе или неуспехе собственной деятельности, определяет соответствие между ожиданием ученика и результатом успешности.
Горлушкина Н.Н. определяет оценку как характеристику результатов учебной и педагогической деятельности, мнение о качестве и эффективности используемых образовательных технологий [6].
Таким образом, оценка - качественная характеристика степени овладения учеником знаний, умений и навыков, процесс соотношения реальных результатов образования с планируемыми целями, при этом условно-формальным (знаковым) выражением этого процесса является отметка.
Целью оценочной деятельности, по мнению И.Б. Умняшовой, является «контроль за успеваемостью учащихся и формирование у них адекватной самооценки»; предметом - «система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка, которая может выражаться оценочным суждением, отметкой» [16, с. 18]. Из этого положения следует, что субъектом оценочной деятельности является педагог; однако далее, обосновывая зависимость отметки от возраста, исследователь утверждает, что в младшем школьном возрасте значимыми являются оценки учителей и родителей, а «подростки начинают больше реагировать на оценки, даваемые сверстниками и друзьями» [16, с. 19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. - М. ; Воронеж, 1998. - 539 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т I; под ред. А.А. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980. - 288 с.
3. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства. / Т. В. Габай. – М.: МГУ, 2007. – 256 с.
4. Гладкая, И.В: Оценка образовательных результатов школьников Текст. / И.В. Гладкая. СПб.: КАРО, 2008. - 144 с.
5. Глинская Н.В. Процесс оценивания как инструмент управления качеством результатов при реализации требований ФГОС. [Электронный ресурс] URL http://sibac.info/13413 (дата обращения 16.05.2022)
6. Горлушкина Н.Н. Педагогические программные средства / Учебное пособие. - СПб: СПб ГИТМО (ТУ), 2002. - 152 с.
7. Живая оценка : программа "Портфолио в школе" : диагностические материалы, методические рекомендации по ведению портфолио, таблицы и схемы, памятки и инструкции для учащихся : учебно-методическое пособие / [Меттус Е. В. и др.]. - 2-е изд., стер. - Москва : Глобус ; Волгоград : Панорама, 2007. - 268 с.
8. Зачёсова, Е.В. Традиционные и инновационные принципы оценивания достижений учащихся Текст. / Е.В. Зачесова // Школьные технологии. 2007. - №2. - С. 167-172.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - М.: Логос, 2000. - 384 с.
10. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. –М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
11. Костылев, Ф. В. Учить по-новому : Нужны ли оценки-баллы : Кн. для учителя / Ф.В. Костылев. - М. : Владос, 2000. – 102 с.
12. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : Пособие для учителя / А. К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.
13. Панина, А.Г. Внедрение критериально ориентированной оценки учебных достижений школьников в педагогическую практику Текст. / А.Г. Пачина // Начальная школа плюс До и После. 2008. - №9. - С. 28-31.
14. Педагогика : Учебник / [Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. А. Юзефавичус и др.]; Под ред. Л. П. Крившенко. - М. : Проспект, 2004. – 428 с.
15. Перовский, Е. И. Функции и система текущей проверки знаний учащихся [Текст] : Для обсуждения / Е. И. Перовский ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - Москва : Акад. пед. наук РСФСР, 1956. - 23 с.
16. Умняшова И.Б. Психологическая сущность отметки в современном образовании // Прикладные исследования. - 2005. - №3. - С. 18-22.
17. Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности [Текст] / Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер. - 2-е изд. - Москва : Авторский клуб, 2015. - 430 с.
18. Шадриков В.Д. Педагогическое оценивание : учебное пособие / В.Д. Шадриков, И.А. Шадрикова. – М. : Университетская книга, РИД РосНОУ, 2018. – 156 с.
19. Школа Жизни: теория и практика : педагогическая мастерская Шалвы Амонашвили : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД.Ф.02-Педагогика) / [Ш. А. Амонашвили и др.]. - Москва : Дрофа, 2009. – 174 с.
20. Эльконин, Д. Б. О структуре учебной деятельности: Проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Междунар. пед. академия,1995. – 416 с.15. Эльконин, Д. Б. О структуре учебной деятельности: Проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Междунар. пед. академия,1995. – 416 с.